Этикетка в правовом поле. ГОСТ музейной этикетки.
Запись конференции__16.02.25

Участники:
Люся Янгирова — искусствовед, куратор, преподаватель в Свободных мастерских ММОМА,
Нина Омарова — независимый куратор, продюсер арт-проектов,
Маргарита Казарина — художник, дизайнер, разработчик пластических материалов, сооснователь студии Im-ocean,
Модератор — Анна Леонова
Прочитать тезисы конференции
  • В государственных музеях есть усреднённый стандарт о наличии и расположении этикеток. Это 160-150 см от пола.
  • Госстандарт подразумевает наличие этикетки
  • Есть выставки с приглашёнными кураторами, где отсутствие этикеток - принципиальное авторское решение, особенно если речь идет о камерных пространствах, персональных выставках конкретного художника.
  • Этикетаж - творческий элемент, элемент свободы куратора.
  • Тоталитаризм кураторства - когда куратор занимает принципиальную позицию в решении оформления пространства, несмотря на пожелания авторов или музея.
  • Вместо этикеток могут быть единые титульные листы для каждого зала, где указаны авторы, но отдельная работа может быть не вписана. Этикетка практически полностью зависит от куратора выставки.
  • Если выставка должна передавать дух определенных пространств и вовлекать зрителя в ощущение этих пространства, то дополнительный визуальный контекст в качестве этикетажа, не должен отвлекать.
  • Если дома прикрепить этикетки на каждый бытовой предмет, можно ли назвать это своеобразной домашней выставкой?
  • Есть предметы искусства, которые были созданы и интегрированы в интерьер как предметы искусства изначально. Все бытовые вещи тоже были кем-то придуманы и произведены, как в Икее, где есть свои дизайнеры.
  • Этикетка не предполагает общения. Это элемент для самостоятельного знакомства.
  • В Третьяковской галерее, если обсуждают этикетаж, то обсуждают в соответствии с выставочной архитектурой, которая всегда есть на больших выставках в Третьяковке, но вопрос наличия этикетки - не дискуссионен. В этом смысле, она делает некий золотой стандарт. Это главный музей отечественного искусства страны и это накладывает огромный свод правил, ответственности. Это относится и к большим федеральным музеям как Эрмитаж и Русский музей.
  • Музей декоративно-прикладного искусства - это, в первую очередь, музей предметный, где есть формат, когда подпись к конкретным стендам размещается отдельно от стенда единым блоком, то есть акцент делается на определенный срез эпохи или визуальный стиль, а не на персонализации предмета, в отличии от художественного музея, где все происходит вокруг персоналиев, отдельных произведений.
  • Этикетка это как некий официальный документ о том, что работа была представлена в конкретном музее. Помимо каталогов, писем, актов, это дополнительное подтверждение участия в конкретной выставке, как сертификат.
  • Важна не только концепция выставки, но и понимание куратора/площадки для чего это выставка. Бывает первостепенная задача - представить художников, познакомить их с профессиональным сообществом, рассказать о них зрителям, а не показать проект как кураторскойе высказывание. Есть концепция, а есть задача.
  • В музеях есть профессиональные монтажники с уровнем, доверие к которым велико, так как они с закрытыми глазами крепят этикетки идеально ровно, так как знают рельеф стен наизусть.
  • Комфортный уровень чтения этикетки- на уровне глаз, опускаться наклоняться не очень удобно. Коленопреклонение перед искусством должно быть очень оправдано.
  • Этикетки на шуруповёрт это серьезная заявка.
  • Если этикетка сопровождает произведение, являясь частью объекта, и это произведение покупается со стен галереи или музея, то, согласно закону об авторском праве о передаче произведения в полном объеме, этикетка, как часть этого объекта, передается вместе с произведением.
  • Этикетка - это как тело гриба, которое можно срезать, и ничего не изменится. Это носитель информации - файл, а концепция произведения - это гребница. Срезанные грибы не влияют на корень.
  • Выставка Юрия Альберта в Московском музее современного искусства (ММОМА), где кроме этикеток ничего не было. Работы выносились в последний день. Отказ от визуала в пользу описания.
  • Автор иногда меняет концепцию или название работы под разные выставки. Произведение видели на одной выставке под одним названием, а на другой - он выставляется под другим. Часто это делается, чтобы попасть под концепцию и получить место на выставке или продать. Спекуляция смыслами.
  • Со сменой названия меняется взгляд на работу: от того, как мы ее называем, мы придаем ей какой-то содержательный смысл.
  • Произведение обрастает этикетками, меняя название/описание. Это создает резюме предмета , провенанс, родословную.
  • Бывает, предмет несколько больше, чем изначально заявленная концепция, и это выясняется со временем самим же автором.
  • При демонтаже, в отсутствии автора, хорошим тоном является упаковка этикетки с оборотной стороны произведения и возврат ее художнику вместе с работой. Куратор отвечает за работы на площадке до момента возврата их автору.
  • Этикетки- важный, но побочный элемент. Этикетка- часть истории.
  • Некоторые используют те же этикетки повторно.
  • Месть этикетки: при отклейке вместе с клейкой частью, она забирает с собой часть стены, так как чувствует, что она теперь не такая важная.
  • Сохранение этиктеток сродни чувству хранения фотографий или артефактов, как камней с пляжа в путешествии. Это меморизация - сохранение памяти.
  • Ценность имеет афиша, которая висела на стене музея, ее видели зрители - у нее есть статус. Эта афиша ценна своей историей.
  • Когда эко-активисты отменят этикетки, у нас останется история музея.
  • Тенденция: 70% QR-кодов на этикетках к работам ведут на личный контакт человека в Телеграм, но без информации о себе или о работах. Это попытка сократить дистанцию между художником и произведением.
  • Этикетка как подтверждение деятельности государственного музея, проходит процессуальную процедуру архивации. У некоторых есть своя система хранения, похожая на библиотечную, где они сложены по годам, по месяцам и т.п.
  • У площадки может быть свой разработанный визуальный стиль и площадка сама занимается продакшн афиш и этикетажа.
  • Когда экспозиция не меняется, а меняется площадка, этикетки остаются те же и используются повторно, например, в Музее Дизайна есть такая практика.