Музейная этикетка как документ
Запись конференции__25.02.25

Участники:
Нелия Гелиаскарова — куратор, основатель агенства культурных инициатив Artline Project,
Тати Воронина — мультидисциплинарная удожница,
Татьяна Якушева — куратор, художник,
Аксана Прутцкова — куратор, основатель премии в сфере современного искусства “Новый белый”,
Ольга Алешина - Менеджер галереи ГУМ-Red-Line,
Модератор — Анна Леонова
Протокол конференции
  • Этикетка должна быть, и, чем подробнее она, тем более понятно будет зрителю, и, в том числе, подготовленному о чем произведение и/или выставка и что хотел сказать автор.
  • Выражаясь коммерческим языком, этикетка это лицо проекта, которое отражает отношение к выставке.
  • Расположение этикетки зависит от куратора. Часто этикетка располагается внизу, чтобы зрители не отвлекались от визуала.
  • У некоторых кураторов этикетка это их фирменный знак/почерк. Некоторые этикетки хочется рассматривать.
  • Этикетки могут быть и проекцией на полу, и голограммой. Важнее вопрос читабельности. Чтобы этикетка работала, текст должен быть понятным и с читабельным шрифтом, высота от пола менее важна.
  • Важно, чтобы было понятно, что этикетка относится к конкретной работе, особенно если предмет находится в пространстве, а не на стене.
  • Важно, чтобы было соблюдено единообразие, так как этикетка это элемент коммуникационного дизайна. Единообразие относится и к соблюдению расположения этикетки с определенной стороны произведения применительно ко всей выставке.
  • Бывает, что этикетка случайно становится частью работы. Пример работы на Винзаводе, где была 5-метровая инсталляция в воздушном пространстве и в удалении от стен: лестница с маленькими конвертиками на ней, поэтому этикетку положили на пол. Зрителю нужно было наклониться, встать на колени, чтобы прочитать описание, а потом посмотреть на 5 метров вверх на произведение, и наоборот. Это выглядело как коленопреклонение. Так, решение расположения этикетки проявилось как элемент интеграции зрителя в инсталляцию.
  • Выставка полностью без этикеток - кураторское концептуальное решение. Если куратор решает обезличить всех авторов и сделать авторское высказывание, и все художники согласны.
  • Иногда делается общая этикетку ко всей стене, например, когда на стене серия фотографий или множества работ.
  • «Почему вы не доверяете своим чувствам, своим ощущениям, зачем вам этикетка?»
  • Этикетка нужна кураторам. Если мы ценим авторов за свой уникальный узнаваемый стиль, то работа куратора - будто безликая. Поэтому многие кураторы делают этикетки своим фирменным стилем.
  • Иногда кураторы доверяют делать этикетки институции (выставочному пространству, музею, галерее).
  • Этикетка является продолжением работы.
  • Ты всегда замечаешь этикетку, когда она отсутствует.
  • Отсутствие этикетки это художественный акт куратора, а наличие ее - это скорее регламент, потому что мы думаем, что она должна быть.
  • Этикетка никому ничего не должна.
  • В отсутствии этикетки ты больше думаешь, больше проводишь время в выставочном пространстве.
  • Иногда этикетки красят под цвет стен, так как на цветной стене белая этикетка смотрится лишне.
  • Этикетка служит коммуникацией со зрителем,
  • Этикетка это институциональный маркер. Вынося выставку за пределы Белого Куба, мы будто оставляем за работой институциональность. В этом случае этикетка действительно нужна, потому что в обычной среде сложно понять, что является искусством, а что нет.
  • Произведение без этикетки становится не художественной работой, а частью среды.
  • Если бы эту этикетку прикрепили к окну, то это окно стало бы считываться как произведение искусства.
  • Этикетка, пока она на выставке - важна, но в момент демонтажа, обычно этикетку просто выбрасывают.
  • Некоторые художники коллекционируют этикетки. Происходит некая архивация успеха: выставка как успех.
  • Персональная выставкой этикеток - сама по себе отдельная работа. Этикетка к этикетке - это нарратив.
  • Буклет с номерами, где указаны произведения картинками решает помогает визуально не отвлекает от самого произведения в пространстве.
  • Куратор выступает как художник, потому что он формирует пространство из других работ, формирует свою художественную работу.
  • Художник переживает, что не увидит свое имя и фамилию рядом с его работой, так как считает, что он будто бы не участвует в выставке.
  • Представление об имени автора и когда была сделана работа ничего не дает.
  • Этикетка не должна мешать восприятию работы, но должна быть достаточно доступна.
  • Этикетка - элемент коммуникационного дизайна,
  • Мы ценим зрителя, и поэтому этикетки не нужны, и мы ценим зрителя, и поэтому этикетки нужны.
  • Этикетка - это визуальная коммуникация знака. Но не только со зрителем, чтобы объяснить из чего работа, и не только с тщеславием художника, чтобы его узнали, но также это репутационная составляющая профессионального поля.
  • В описании техники «Смешанная техника» больше всего вводит людей в ступор, особенно, если работа “Без названия”.
  • Иногда зрителя удовлетворяет обозначение картины, даже если это серия 1 и серия 2,
  • Иногда у зрителя не возникает никаких вопросов, так как они могут напрямую общаться с художником через работу.
  • Этикетка с названием работы может приземлять восприятие зрителя. Художник сам может не знать, что он подсознательно заложил в произведение, которое создал. Возникает внутренний конфликт между ожиданием зрителя, что бы он хотел увидеть в работе, и тем, что художник действительно показал в этой работе. Зритель видит в работе больше, чем художник вложил в работу.
  • Этикетки нужно делать после вернисажа, получив обратную связь от посетителей.
  • Каждый видит свой сценарий, исходя из опыта проживания. А этикетка к работе обозначает мысль автора. В какой-то момент это совпадет.
  • Для авторов, часто, название – это важная часть работы, особенно если это концептуальная работа, например, у Дюшана само название раскрывает суть работы. Или у Херста "невозможность смерти в глазах смотрящего” раскрывает в чучеле акулы другое прочтение..
  • Если зрителю не нравится, что автор дает название произведению, которое сужает восприятие зрителя, и он прочел его на этикетке, то именно на этикетку ложится клеймо мешающей восприятию..
  • Если акула Д.Херста без этикетки выставляется в Tait Britain, она воспринимается иначе, как если акула выставляется в Зоологическом музее. Акула Д.Херста с оригинальным названием в зоологическом музее - это интервенция в восприятие зрителя.
  • С помощью этикетки можно и нужно построить коммуникацию со зрителем. Автор вкладывает свой смысл в произведение и хочет его донести до зрителя. С точки зрения концептуального искусства, нарратив очень важен.
  • Словарная этикетка - это множество, в которое может входить экспликация.
  • В инструкции обычно объясняется, что делать, а на этикетке рассказывается/объясняется «что сделано», когда зритель уже вошел в работу.
  • Процесс расклеивания этикетки - сакральный. Быть свидетелем перемещения или расклеивания этикетки в присутствии публики - это как попасть в раздевалку бассейна - ощущается неловко. Докрашивать стены, или не успеть развесить картины, когда посетители уже пришли - не воспринимается так неловко, как публично крепить этикетки.
  • Этикетка может быть субъектна.
  • Музейная этикетка - это штамп, подтверждающий, что произведение официально зафиксировано на стене в выставочном пространстве.